Кенозерский национальный парк образован во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации 28 декабря 1991 года. Территория Парка представляет собой природный и историко-культурный комплекс площадью 139,6 тыс. га, расположенный на юго-западе Архангельской области вблизи границы с Карелией.
Кенозерский национальный парк – особо охраняемая природная территория – является эталонной системой исторической среды обитания человека, объектом, сохранившим многовековую историю и культуру Русского Севера. Свидетельство этому – сохранившиеся природные комплексы и объекты, многочисленные памятники материальной и духовной культуры, архитектуры, монументальной живописи, иконописи, археологии, богатый этнографический материал. Историческая память населения придает этим местам глубокое духовное содержание. Парк в 2004 году был включен во Всемирную сеть биосферных заповедников.
Кенозерье официально признано достоянием всей планеты. Природное и культурное наследие Парка поистине уникально. Здесь проходит граница Балтийского щита и Русской платформы, водораздел между бассейнами Белого и Балтийского морей, зона контакта сразу нескольких флористических и фаунистических комплексов. Это обеспечило высокое ландшафтное и биотопическое разнообразие. Природой и человеком здесь созданы условия для широкого спектра местообитаний животных, растений, птиц, многие из которых находятся на границах своих ареалов.
Кенозерье играет важную роль в сохранении орнитофауны Северной Европы, и поэтому внесено в каталог «Ключевые орнитологические территории международного значения в Европейской России». Здесь выявлено 263 вида птиц, среди них «краснокнижники» – гусь-пискулька, скопа, орлан - белохвост и др.
Фаунистические комплексы включают в себя 50 видов млекопитающих, 5 видов земноводных и 4 вида рептилий. В многочисленных водоемах Парка общей площадью более 20 тыс. га водится 2 вида миног и 27 видов рыб, среди которых хариус, сиг, налим, ряпушка. Флора Парка насчитывает 534 вида, особого внимания заслуживают орхидные, большая часть которых включена в Красную Книгу.
Лесная растительность на территории Парка занимает 106 тыс. га. За тысячи лет эволюции и смен климатических эпох на этой территории сформировались смешанные сосново-еловые леса. Хозяйственное освоение территории значительно изменило их облик. Коренных таежных лесов на территории Парка сохранилось около 5 тыс. га, но и вторичные или производные леса являются его украшением.
В современных лесах Парка преобладают смешанные по составу и сложные по строению древостои, устойчивые к неблагоприятным воздействиям, в том числе и к рекреационным нагрузкам. Территория КНП имеет развитую гидрографическую сеть и насчитывает около 300 озер, рек и ручьев; что нетипично для территорий водоразделов.
Особая ценность Кенозерского национального парка – культурные ландшафты Русского Севера, утраченные в результате промышленного освоения в других местах. Ценность культурного ландшафта заключается в том, что на территории Парка можно видеть гармоничное сочетание старинных сельских поселений с традиционной для Русского Севера мозаикой хозяйственных угодий, отражающей сложившуюся много веков назад практику общинного земледелия, и с характерной сакральной семантикой ландшафтных элементов, в которой отразились космогонические представления северян.
Историко-культурные элементы культурных ландшафтов Парка («святые» рощи, церкви и часовни, поклонные кресты, архаичная застройка деревень) являются своеобразной визитной карточкой Парка. Исключительная репрезентативность культурных ландшафтов и высокая концентрация их ценных элементов делает Кенозерский национальный парк уникальным регионом, аналога которому нет на территории России и других стран мира. Огромно и значительно историко-культурное наследие Парка, на балансе которого находится около 100 памятников архитектуры.
История освоения края уходит в глубокую древность. Кенозерье считается одним из ранних очагов новгородской колонизации Севера. Процесс освоения территории, сопровождавшийся возникновением новых деревень, в районе Кенозера и Лекшмозера к середине 16 века уже завершился и в последующие столетия, вплоть до середины 20 века, система расселения здесь мало изменилась. Славянская колонизация ознаменовала земледельческое освоение края.
Как правило, эти средневековые земледельческие поселения совпадали с промысловыми дославянскими поселениями и археологическими стоянками 4 – 1 тыс. до н.э. эпохи неолита – раннего металла. В хозяйственной организации территории и в промыслово-хозяйственном природопользовании четко прослеживается экологическое и рациональное мышление населения. Бережные взаимоотношения с природой закреплялись и сохранялись в обрядах, поверьях и других элементах культуры, берущих свое начало в дохристианских языческих временах. Пример тому – сохранение и в наши дни «святых» рощ, камней, отдельных деревьев. Взаимодействие материальной и духовной культур славян и местных угро-финских племен, сменивших протосаамов, привело к созданию самобытного хозяйственно-культурного уклада жизни и этико-эстетической системы мировоззрения.
В экспозиции, Рухлядный амбар Кроме многочисленных деревень, как правило, возникавших на водных путях, здесь существовало 3 православных монастыря. Историко-культурное наследие (находящееся и предлагаемое к постановке на государственную охрану) представлено: 11 церквами и колокольнями (из 18 существовавших), 39 деревянными часовнями (из 65), 2 рублеными оградами (из 4), 7 инженерными сооружениями, 3 водяными мельницами (из 22), 6 амбарами, 27 поклонными крестами, свыше 30 «святыми» рощами и деревьями, культовыми камнями, 39 памятниками археологии.
Из крестьянских изб могут быть рекомендованы для постановки под государственную охрану 16 строений. Одной из лучших страниц деревянного зодчества Кенозерья является архитектурный ансамбль церкви Святого Георгия 17 в. в д. Порженское, расположенный в «святой» роще и обнесенный деревянной рубленой оградой, и Почозерский храмовый ансамбль – «тройка» 17 – 18 в.в.: шатровая церковь Происхождения Честных Древ Христовых, церковь с кубоватым завершением
Обретения Главы Иоанна Предтечи и колокольня, объединенные трапезной и переходами, в д. Филиповская. Высокое художественное и эмоциональное воздействие производят кенозерские часовни, установленные в «святых» рощах, лесной глуши, возле дорог, в центре деревень. Они являются поистине памятниками народного зодчества и созданы в национальных строительных традициях своего времени. Архитектурная и художественная ценность многих памятников возрастает за счет внутреннего убранства. Наиболее эффектны расписные «небеса» – перекрытия молельных залов, расписанные на библейские сюжеты.
На сегодняшний день сохранены 15 кенозерских «небес» – самая большая коллекция в России. Особо уникальным явлением следует считать наличие двух «небес» в одном памятнике: алтаре и храме. Такими памятниками с удивительной по колориту живописью являются ансамбли Георгиевской церкви 17 в. и церкви Происхождения Честных Древ Христовых 1700 г. Большинство «небес» Кенозерья созданы под влиянием народного искусства и приобрели благодаря этому самостоятельность, неповторимость и самобытность.
Несомненно, все памятники, где встречаются перекрытия «небом» требуют охраны, как произведения искусства. Кроме этого, в Кенозерье встречаются интереснейшие памятники гражданской архитектуры: «курные» избы, амбары 18 века с «сороками», дома-двойни и др.; на строениях можно наблюдать прекрасные образцы домовой резьбы: причелины и подзоры, полотенца, наличники окон, точеные балясины на балконах и крыльцах, расписные фронтоны и ставни. Планировка и застройка поселений, культовые, жилые и хозяйственные постройки, их декоративное убранство материально и образно отражают духовную культуру, эпические традиции, систему взглядов и воззрений местного населения.
Пристального внимания заслуживают гидротехнические и инженерные сооружения. Сохранились целые озерно-канальные системы, зарегулированные плотинами и водяными мельницами. Неотъемлемой частью ландшафтов Кенозерья являются поклонные кресты и «святые» рощи, находящиеся, в основном, в местах бывших языческих святилищ. Почитание деревьев нередко встречается на Русском Севере, однако на Кенозере оно выражено наиболее ярко.
В примиривших язычество и христианство «святых» рощах, а иногда и под кроной«святых» деревьев хранится память и культура человечества. «Святые» рощи пользовались благоговейным почетом окрестного населения, к ним относились с суеверным страхом, считая их принадлежащими тому угоднику, в честь которого в роще выстроена часовня. Такое же отношение кенозерцев и к поклонным крестам. Памятными (поклонными) крестами в старину на Кенозере отмечали места, имевшие особое значение.
Их ставили там, где сгорела часовня или был монастырь, у въездов на мосты, у перекрестков или развилок дорог, всюду, где считали необходимым осенить себя крестным знамением. Для предохранения крестов от дождя и снега над ними иногда делали двускатные кровельки самых разных типов и размеров. Наиболее ранние кресты из сохранившихся на территории Парка относятся к 18 веку.
Кенозерье является центром бытования былинного народного творчества. Сто лет назад записывали здесь былины, песни, сказки известные русские фольклористы Гильфердинг, Рыбников, Харузины. Кенозерский героический эпос вошел в сокровищницу фольклористики огромным наследием в объеме 83 былины. Это свидетельствует о высокой духовной культуре региона.
Тесная взаимосвязь природных, исторических, культурных компонентов Кенозера предполагает его комплексную охрану, изучение, принятие мер, способствующих оживлению и возрождению одного из живописнейших уголков Русского Севера.
Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, систем веб-аналитики и принимаете условия Политики обработки персональных данных